Глава сельского поселения Мулымья
График приема граждан
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУЛЫМЬЯ
Кондинского района
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 сентября 2015 года № 171
с. Чантырья
Об утверждении Положения о порядке выявления и реагирования на инциденты информационной безопасности в администрации сельского поселения Мулымья
В соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии", Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащихся в государственных информационных системах», с целью установления порядка управления инцидентами, способными привести к сбоям или нарушению функционирования информационных систем или возникновению угроз безопасности конфиденциальной информации администрации сельского поселения Мулымья:
1. Утвердить Положение о порядке выявления и реагирования на инциденты информационной безопасности в администрации сельского поселения Мулымья (приложение).
2. Настоящее распоряжение вступает в силу в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы администрации сельского поселения Мулымья.
Глава сельского поселения Мулымья Е.В. Белослудцев
Приложение к распоряжению
администрации сельского поселения
от 22.09.2015 года № 171
Положение о порядке выявления и реагирования
на инциденты информационной безопасности в администрации сельского поселения Мулымья
Статья 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке выявления и реагирования на инциденты информационной безопасности в администрации сельского поселения (далее - Положение) устанавливает порядок управления инцидентами (одним событием или группой событий), способными привести к сбоям или нарушению функционирования информационных систем администрации сельского поселения Мулымья и (или) возникновению угроз безопасности конфиденциальной информации администрации сельского поселения (далее – инциденты ИБ), а также регулирует порядок проведения служебного расследования нарушений режима конфиденциальности (далее – служебное расследование) в администрации сельского поселения Мулымья.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о порядке организации и проведения работ по защите конфиденциальной информации в администрации сельского поселения Мулымья.
1.3. Процесс управления инцидентами ИБ включает:
- учет и регистрацию инцидентов ИБ;
- оповещение ответственного лица о возникновении инцидентов ИБ;
- расследование обнаруженных инцидентов ИБ;
- устранение причин и последствий инцидентов ИБ;
- определение плана корректирующих и превентивных мероприятий.
1.4. Требования настоящего Положения являются обязательными для выполнения всеми работниками администрации сельского поселения Мулымья, работниками органов администрации сельского поселения Мулымья с правами юридического лица и работниками, предоставленными администрации сельского поселения в рамках Договора предоставления персонала.
Статья 2. Учет и регистрация инцидентов информационной безопасности
2.1. Для выявления инцидентов ИБ должны использоваться встроенные механизмы регистрации и учета событий безопасности операционных систем, систем управления базами данных, прикладного программного обеспечения и средств защиты информации, а также специализированные средства анализа защищенности информационных систем администрации сельского поселения Мулымья.
2.2. В обязательном порядке должны регистрироваться следующие события безопасности:
- попытки входа (выхода) пользователей в операционную систему (из операционной системы);
- загрузка и инициализация операционной системы и ее программного останова для рабочих станций и серверов;
- попытка доступа к средствам виртуализации;
- факт изменения конфигурации средств виртуализации;
- запуск и остановка служб (системных сервисов) средств виртуализации;
- попытки подключения к рабочим станциям и серверам мобильных устройств и внешних носителей информации.
2.3. В параметрах регистрации событий безопасности в обязательном порядке должны указываться следующие параметры:
- тип события;
- дата и время события;
- результат события;
- источник события;
- идентификатор пользователя информационной системы, предъявленный при попытке доступа.
2.4. Хранение информации об инцидентах ИБ должно осуществляться в течение срока, достаточного для проведения служебного расследования.
2.5. Учет инцидентов ИБ осуществляется администраторами информационных систем администрации сельского поселения (далее – администраторы ИС), назначенным распоряжением администрации сельского поселения. Допускается ведение учета инцидентов ИБ в электронном виде.
2.6. При обнаружении инцидента ИБ администратор ИС проводит его классификацию в соответствии с Приложением 1 к настоящему Положению. Инциденты ИБ и их последствия классифицируются по значимости на текущие, значимые и имеющие признаки преступления.
Статья 3. Порядок оповещения ответственного лица о возникновении инцидентов информационной безопасности
Средства защиты информации должны обеспечивать возможность информирования администратора ИС о критических событиях безопасности в информационной системе.
В случае, если зафиксированный инцидент ИБ был классифицирован как «значимый» или «имеющий признаки компьютерного преступления», администратор ИС обязан незамедлительно сообщить о выявленном инциденте ИБ администратору информационной безопасности в администрации сельского поселения Мулымья (далее - АИБ).
АИБ должен провести внеплановый анализ выявленного инцидента ИБ и, в случае необходимости, инициировать процедуру служебного расследования в соответствии с порядком, установленным данным Положением.
Статья 4. Порядок расследования обнаруженных инцидентов
информационной безопасности
Проведение служебного расследования инициируется заместителем главы администрации сельского поселения - ответственным за организацию и руководство работами по защите конфиденциальной информации (далее – ответственный за организацию и руководство работами). В этом же распоряжении устанавливается состав Комиссии для проведения служебного расследования (далее – Комиссия).
Служебное расследование может быть возбуждено:
- по решению ответственного за организацию и руководство работами;
- по инициативе любого работника администрации сельского поселения на основании служебной записки в произвольной форме на имя ответственного за организацию и руководство работами;
- по устному докладу АИБ.
В состав Комиссии входят следующие работники администрации сельского поселения:
- Председатель Комиссии – АИБ;
- администратор ИС.
В случае необходимости Комиссия вправе привлекать к расследованию:
- руководителя структурного подразделения, в котором произошел инцидент ИБ;
- экспертов из других структурных подразделений и, при необходимости, представителей сторонних организаций.
Комиссия для проведения служебного расследования в рабочем порядке в максимально короткие сроки, привлекая все необходимые ресурсы, проводит служебное расследование.
Результаты работы Комиссии оформляются в виде аналитического заключения на имя главы администрации сельского поселения, с предложениями:
- по внесению изменений в организационные и (или) технические меры по защите конфиденциальной информации;
по внесению изменений и улучшений в комплект организационно-распорядительной документации администрации сельского поселения Мулымья;
по расширению или дополнению списка инцидентов ИБ, установленного данным Положением, если это необходимо.
В аналитическом заключении должен быть приведен перечень ответственных за выполнение запланированных работ и сроки выполнения запланированных работ.
Материалы служебного расследования, его выводы и заключения могут быть использованы как основание для реализации уголовной, гражданской, административной или дисциплинарной ответственности, в порядке, определяемом действующим законодательством и локальными правовыми актами администрации сельского поселения Мулымья.
Статья 5. Устранение причин и последствий инцидентов
информационной безопасности
5.1. Для инициирования работ по устранению причин и последствий инцидентов ИБ АИБ направляет аналитическое заключение ответственному за организацию и руководство работами и ответственным за выполнение запланированных работ.
Если ответственный за выполнение запланированных работ не согласен с установленными сроками, он вправе обратиться к АИБ с просьбой о переносе срока с обоснованием причин.
При изменении сроков реализации действий, АИБ вносит необходимые изменения в заключение и информирует о них ответственного за выполнение запланированных работ и ответственного за организацию и руководство работами.
5.2. После реализации запланированных работ ответственное лицо должно направить АИБ подтверждение выполнения работ, не позднее срока реализации, установленного в заключении.
5.3. АИБ вправе запросить у назначенного лица информацию о выполнении в случае, если ему не поступило подтверждение выполнения работ в течение 2 (Двух) рабочих дней с даты, установленной в заключении.
5.4. Оценку результативности предпринятых мер осуществляет АИБ ежемесячно на основании анализа информации, содержащейся в отчетах о проведении служебного расследования и в сводном отчете об инцидентах ИБ.
5.5. О результативности предпринятых корректирующих и превентивных мер свидетельствует отсутствие повторных инцидентов ИБ.
Статья 6. Определение плана корректирующих и превентивных мероприятий
6.1. Ежемесячно администратор ИС готовит сводный отчет по инцидентам ИБ, предоставляемый АИБ.
6.2. В сводном отчете администратор ИС должен провести анализ выявленных инцидентов ИБ, в качестве приложения к отчету должен быть предложен перечень корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на устранение причин и последствий инцидентов ИБ и на предотвращение подобных нарушений в будущем. Данный перечень должен устанавливать сроки реализации и ответственных за проведение указанных мероприятий.
6.3. После согласования указанного перечня с АИБ, данная информация доводится администратором ИС до всех работников, назначенных ответственными за проведение корректирующих и превентивных мероприятий.
6.4. Контроль за своевременным и качественным выполнением работ по проведению корректирующих и превентивных мероприятий осуществляет АИБ.
Статья 7. Ответственность
7.1. Ответственность за проведение служебного расследования и за контроль своевременного и качественного выполнения работ по проведению корректирующих и превентивных мероприятий несет АИБ.
7.2. Ответственность за обеспечение своевременной регистрации инцидентов ИБ несет администратор ИС, назначенный распоряжением администрации сельского поселения Мулымья.
Приложение № 1к Положению
о порядке выявления и реагирования
на инциденты информационной безопасности в администрации сельского поселения Мулымья
Перечень инцидентов информационной безопасности в администрации сельского поселения Мулымья
№ п/п |
Описание инцидента информационной безопасности |
1 |
2 |
1. Текущие нарушения |
|
1.1. |
Ошибка при регистрации в информационной системе: ввод неправильных персональных регистрационных данных (пароля, имени пользователя и т.п.) менее трех раз подряд (однократная) |
1.2. |
Периодические попытки неудачного доступа к объектам: компьютерам, принтерам, файлам, документам |
1.3. |
Несанкционированный перевод времени на рабочей станции либо на других элементах информационной инфраструктуры |
1.4. |
Выполнение производственных обязанностей с использованием компьютерного оборудования в нерабочее время |
1.5. |
Оставление работающего (включенного) компьютерного оборудования без запущенного хранителя экрана в нерабочее время |
1.6. |
Перезагрузка рабочей станции при сбоях в работе (однократная), в том числе аварийная перезагрузка путем нажатия кнопки горячей перезагрузки или полного отключения питания |
1.7. |
Нецелевое использование элементов информационной инфраструктуры (печать, сервисы сети Интернет, электронная почта, и т.п.) |
2. Значимые нарушения |
|
2.1. |
Ошибка при регистрации в информационной системе: ввод неправильных персональных регистрационных данных (пароля, имени пользователя и т.п.) более трех раз подряд (многократная) |
2.2. |
Неоднократное оставление работающего (включенного) компьютерного оборудования без запущенного хранителя экрана в нерабочее время |
2.3. |
Утрата учтенного магнитного, оптического или иного носителя конфиденциальной информации |
2.4. |
Утрата носителя информации с резервной копией |
2.5. |
Неудачная попытка регистрации в информационной системе под чужими регистрационными данными (именем пользователя, паролем и т.п.) (многократная) |
2.6. |
Удачная попытка регистрации в информационной системе под чужими регистрационными данными (именем пользователя, паролем и т.п.) |
2.7. |
Нерегламентированная очистка журналов событий безопасности информационных систем |
2.8. |
Нерегламентированное подключение неучтенных внутренних и (или) периферийных устройств и носителей информации |
2.9. |
Нерегламентированное изменение аппаратной конфигурации компьютерного оборудования |
2.10. |
Нерегламентированное копирование информации (файлов) на флеш-накопители или иные внешние носители информации, а также нерегламентированная передача подобной информации с использованием сервисов электронной почты, мгновенных сообщений (ICQ и т.п.) и других сервисов сети Интернет |
2.11. |
Нерегламентированная установка (удаление) прикладного программного обеспечения, не разрешенного к использованию на рабочих станциях и серверах |
2.12. |
Попытка получения привилегированного доступа к рабочей станции или к другим ресурсам информационных систем (повышение уровня прав доступа, получение прав на отладку программ и т.п.) |
2.13. |
Заражение программного обеспечения рабочих станций и серверов вредоносным кодом (непреднамеренное) |
2.14. |
Нерегламентированное использование сканирующего (на различные уязвимости) программного обеспечения |
2.15. |
Нерегламентированное использование анализаторов протоколов (снифферов) |
2.16. |
Нерегламентированный просмотр, вывод на печать, передача третьим лицам сведений, содержащих конфиденциальные данные (информацию, подлежащую защите) |
2.17. |
Несанкционированное проведение обновления версий системного и прикладного программного обеспечения |
3. Нарушения, имеющие признаки преступления |
|
3.1. |
Несанкционированное получение привилегированного доступа к любым элементам информационной инфраструктуры администрации сельского поселения |
3.2. |
Несанкционированное изменение конфигурации элементов информационной инфраструктуры администрации сельского поселения Мулымья |
3.3. |
Утрата резервных копий |
3.4. |
Утечка конфиденциальной информации (баз данных информационных систем и др.) |
3.5. |
Подозрение в умышленном нарушении работоспособности информационной сети, элементов информационной инфраструктуры, системного и прикладного программного обеспечения администрации сельского поселения Мулымья |
3.6. |
Юридически необоснованная передача (распространение) конфиденциальной информации |
3.7. |
Несанкционированное внесение изменений в базы данных информационных систем |
3.8. |
Несанкционированное уничтожение конфиденциальной информации |
3.9. |
Проведение обновления версии информационных систем (равно как и другого программного обеспечения), повлекшее за собой потерю конфиденциальной информации |
3.10. |
Намеренное заражение информационных систем администрации сельского поселения Мулымья вредоносным кодом |